Метро Рижская
Минимализм, свет, легкость
О проекте
В XXI веке Москва столкнулась с актуальными проблемами транспортной доступности, наиболее эффективным решением которых стало развитие системы метро как основного вида транспорта в городе. Новая Большая кольцевая линия – один из ключевых проектов развития метрополитена, открытие станций которого до минимума сократит время пассажиров в пути и позволит лучше планировать свои поездки. Однако немаловажно, чтобы при всей скорости и эффективности строительства новые станции способствовали сохранению за Московским метрополитеном статуса одного из самых красивых в мире.
Арка и ворота
Новая станция, помимо функционала БКЛ, выступает пересадочной станцией для Калужско-Рижской линии и пассажиров Рижского вокзала. Основным лейтмотивом интерьера станции стал образ арки или врат. Идея возникла не случайно, а подчеркивает преемственность места. Именно в районе современного Рижского вокзала в старину располагались «ворота в город», въезд в Москву. Отсюда – 16 порталов-арок высотой до 4 метров из нержавеющей стали, которые украшают вестибюль и платформу станции. Арки расположены последовательно и создают своеобразную галерею. Функциональная подсветка помогает пассажирам в наушниках понять, что к платформе приближается поезд. В облицовке станции использовали классический гранит, а путевые стены остались в первозданном виде: так «Рижская» визуально объединяется с другими станциями Большого кольца.
Концепция
Мы создали над новой входной группой в вестибюль станции навес, чтобы обеспечить защиту от дождя, ветра и снега. Однако мы стремились избежать эффекта, из-за которого здание вестибюля станет еще одним сильным акцентом в своем окружении. Поэтому мы спроектировали павильон таким образом, чтобы он казался буквально «прозрачным». Стеклянная стена позволила нам показать другие здания - и Рижский вокзал, и Рижскую площадь. Мы выделили вход аркой как символом врат и приветствия. Общее впечатление от постройки создается очень легкое – и мы хотели, чтобы наше новое здание плавно сочеталось с окружающей застройкой. Архитектуру пространства основной платформы формирует плавная последовательность арок, переходящая от одного входа к другому. Используя разные цвета в конце платформы, мы создаем интуитивную навигацию для пассажиров в поисках входа и выхода со станции. Оформление стен имитирует размытые виды окон вагонов поездов – и вид меняется для движущихся в потоке пассажиров каждые несколько метров. Форма арки вновь продолжает встречаться в дизайне: спокойная симметричная последовательность из световых конструкций и стали повторяется от входа к выходу.
Реализация
Станция Рижская напрямую связана пересадкой, и нам важно было учитывать это в дизайне. Контраст с историческими и уже привычными горожанам интерьерами «Рижской» Калужско-Рижской линии сглаживается за счет нового светлого перехода, ставшего буферным пространством для потоков пассажиров. Арки расположены последовательно и создают своеобразную галерею. Функциональная подсветка помогает пассажирам в наушниках понять, что к платформе приближается поезд. В облицовке станции использовали классический гранит, а путевые стены остались в первозданном виде: так «Рижская» визуально объединяется с другими станциями Большого кольца.